logo
   
Производство оцилиндрованнго бревна от 180 до 320 мм. Строительство домов из бревна и бруса. Гарантия 15 лет

Московская область, Чеховский р-н, КП Соколиная гора, д. 35 (Выставочный центр)

+7 (985) 857-25-78 +7(926)441-59-15

Email: zakazizbaizbrevna@yandex.ru

Телефон +7 (985) 857-25-78
Ежедневно с 9:00 до 18:00,  без обеда и выходных

Русское деревянное зодчество. Церкви

Избы были хоть и первыми, однако не единственными зданиями, которые наши предки возводили из дерева. Церкви, монастыри, терема и княжьи хоромы, — все это строилось исключительно из дерева. Основой любого строения были четырехугольные (четверики) или восьмиугольные (восьмерики) срубы. Простой четырехугольный сруб назывался клетью, и из таких вот клетей, стоящих рядом, и были собраны все постройки, начиная от изб и заканчивая княжескими теремами. Клеть ставилась на подклеток, подэтаж, в котором после хранили утварь, хозяйственные запасы и пищу.

Из восьмериков же строили церкви. Деревянные церкви — это отдельный пласт древнего зодчества, дошедший до нас в первозданном виде благодаря умению старинных мастеров. И по сей день сохранились старые деревянные церкви, возведенные без единого гвоздя. Самая древняя, Лазаревская церковь, сохранившаяся до наших дней, насчитывает более 600 лет от роду, но до сих пор выглядит великолепно. Построенная еще в ХIV веке, она поражает наших современников точностью форм и прочностью.

Много еще деревянных церквей, церквушек и часовен доживают свой век в Российской глубинке, радуя заезжих туристов своей старинной красотой.

В наше время типового строительства трудно себе представить, что в те давние времена не было двух одинаковых строений, каждое было произведением искусства, каждое было прекрасно по-своему.

 

Так, две древние часовни из деревень Леликозеро и Кавгора, в которые перевезли Кишский музей под открытым небом, хоть и относятся к одному типу Клецких часовен, строившемуся на севере Руси в XVIII-XIX веках, однако не имеют почти ничего общего между собой во внешнем виде.

Небольшие часовни часто ставили на распутьях дорог и в небольших дальних деревнях. Часовня не церковь, священника в ней нет, алтаря тоже, службу сами людишки справляют, сами крестят, отпевают, венчают, да чего только не делают. Такие вот службы, без священников, назывались ранее «часами», отсюда и название церквушек этих пошло — часов ни.
Самый большой интерес в деревянном храмовом зодчестве представляют церковные купола, которые раньше называли «верх». Верхом тогда называли любое завершение, не зависимо от того был ли это конек крыши, шпиль на башне терема или купол церкви. Какие только формы не придавали им их создатели. Если перебирать от простого к сложному, то самым легким в исполнении можно назвать верх клетский, представляющий собой обыкновенную двускатную крышу на клети.

Шатровый верх был сложнее и устанавливался на церквях побогаче. Выглядел он как восьмигранная пирамида и украшал подавляющее большинство храмов той эпохи. Кубоватый верх, напоминающий собой большую луковицу с четырьмя гранями, служил украшением не только церквей, но и теремов знати. Очень сложным в исполнении считался верх под названием «бочка». Это навершие представляло собой двускатную крышу, имеющую плавный выгиб и оканчивающуюся острым гребнем. Была еще и крещатая бочка, в которой пересекались две бочки простых.

По виду наверший тогда и церкви делили. Кубоватые церкви, шатровые, многоглавые. Но самой любимой формой древних зодчих все же был шатер. До тех пор, пока в борьбе с северным раскольничеством не запретила православная церковь ставить шатровые церкви. Мол, не пристало истинно верующим строить, как еретики северные строят. И только сейчас находят памятники северного зодчества по старинным раскольничьим скитам и свозят в музеи, где потомки старинных мастеров смогут оценить все их мастерство.

Смотреть проекты